Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Психологическа готовность к школе

Дата: 30 августа 2015 в 08:30

Психологическая готовность к школе и её составляющие компоненты.

        Школа – это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого – каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность?»

        На вопрос «когда же отдавать ребенка в школу?» есть однозначный ответ – тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его успешность в ней.

Что же такое готовность к школе?

Готовность к школе – это не показатель развитости ребенка, это в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.

Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе.

Как говорил великий ученый, психолог А.Л. Венгер:

 «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Так вот, готовность к обучению, с точки зрения И. Шванцара, Л.И. Божович, А.И. Запорожца – понятие комплексное, традиционно разделяемое на 5 блоков:

1. Физиологическая готовность

2. Интеллектуальная готовность

3. Мотивационная готовность

4. Эмоционально-волевая готовность

5. Социально-коммуникативная готовность.

Эти компоненты нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

- уровень физического развития;

- уровень биологического развития;

- состояние здоровья.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

На сегодняшний день современными психологами А.Л. Венгер, С.П. Проскура   практически  общепризнанно, что психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых развивается организм.

Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе.

В связи с этим ученые Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Л.И. Божович

в структуре психологической готовности выделяют следующие составляющие:

1. Мотивационная готовность

2. Интеллектуальная готовность

3. Эмоционально-волевая готовность

4. Социально-коммуникативная готовность

Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный, коммуникативный уровень развития).

Давайте представим психологическую готовность к школе в виде дерева.

Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а его желание учиться, занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Это и есть мотивационная готовность – основа (корень) успешности будущего ученика.

Критерии мотивационной  готовности:

- выраженность познавательных интересов;

- стремление освоить роль школьника;

- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.

Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, новая форма), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Ему должно быть интересно, узнавать новое. Но учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий. Поэтому у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные для него, а порой даже скучные и утомительные задания. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

Важно рассказать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил, и уж тем более не угрожайте: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!»

Чтобы дерево начало расти  - ученик был успешен в учебе – ему нужен мощный ствол, т.е. эмоционально-волевая готовность.

Критерии эмоционально-волевой  готовности:

- умение управлять своим поведением;

- эмоциональная устойчивость;

- произвольная регуляция внимания;

- умение задерживать свои импульсы.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Волевая готовность говорит об умении ребят внимательно слушать и слышать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в учебной форме, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.  Произвольность поведения – это учение ребенка управлять своим поведением, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу, умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованиям «надо», а не «хочу».

На развитие произвольности поведения ребенка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре, а особенно подвижным играм с правилами. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности фигуры, числа, предметы под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.

Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования.

Ветки дерева – интеллектуальная готовность к школе – основа для успешного овладения учеником школьной программой.

Критерии интеллектуальной  готовности:

- хорошая ориентировка в пространстве и времени;

- дифференцированность восприятия как основа мышления;

- развито воображение;

- развито наглядно-образное мышление, речь, память, тонкая моторика рук;

- интеллектуальная активность;

- предпосылки абстрактно-логического мышления

Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков (навыки счета, письма) который тем или иным способом вложили в ребенка.

Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, мыслительными процессами – обобщением, сравнением, классификацией, анализом, смысловым запоминанием, произвольным вниманием, способностью к длительному (15-20 минут) сосредоточению.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка, конструирование.

В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

Немало важным аспектом также является и развитие речи. Прежде чем учить ребенка читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

И, наконец, крона дерева – социально-коммуникативная готовность.

Критерии социально-коммуникативной  готовности:

- желание общаться со взрослыми и детьми;

- умение установить контакт с учителем, со сверстниками;

- умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём;

- умение выполнять совместную работу;

-умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться со сверстниками, учителем. Ребенок приходит  в школу, класс, где дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.

Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Необходимо проигрывать различные ситуации, где ребенок научится вести диалог, разговаривать с взрослыми и сверстниками.

Родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.

И теперь, глядя на это дерево, и зная какие компоненты необходимо формировать у вашего ребенка, внимательно присмотритесь к нему: есть ли у него эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.

В последние месяцы перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

- хорошая память;

- сообразительность;

- любознательность;

- развитое воображение;

- начальные навыки чтения, счета, письма;

- физическая ловкость;

- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит то, как он ее перешагнет.

 

Чтобы ребенок  стал  успешным в учебе мы хотим дать несколько советов:

  1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму…»).
  2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
  3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи.
  4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей  (он – ученик, вы – учитель и наоборот).
  5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
  6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе. Пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
  7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

 

Удачи и успехов, дорогие родители!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.