СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет учитель-дефектолог – специалист, исправляющий нарушения речи.
И в самом деле, кто же такие учителя-дефектологи и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что учителя-дефектологи – это те, кто «учит правильно говорить букву "Р". Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается учителя-дефектологи.
Да, учителя-дефектологи учат правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим развивают связную речь, мелкую моторику, учат правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мама и каждый папа хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:
• словарный запас;
• фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
• связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и, наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работа учителя-дефектолога начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Именно в это время дети быстро учатся правильно говорить, легче привыкают к новому произношению звуков. Важно не упустить это время, вовремя обратиться к учителю-дефектологу в детском саду!
Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Поэтому работа учителя-дефектолога заключается в развитии речи детей в целом, профилактике нарушений речи, подготовке детей к обучению грамоте, а также развитии внимания, слуха, памяти и мышления.
А главное, помните, само собой ничего не проходит! Надо выяснить причину и как можно скорее преодолеть речевую проблему, чтобы наслаждаться общением со своим чадом и во время обучения в школе вместе радоваться успехам!